Доступная среда
Целью Государственной программы «Доступная среда» является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В нашей школе уже смонтированы широкая входная дверь, лестница, пандус, съезд.
В МБОУ «Струковская СОШ» в 2022-2023 учебном году нет детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условия |
Описание |
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов |
Специально оборудованные кабинеты для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Обучающихся данной категории нет. |
Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Специально оборудованные кабинеты для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Обучающихся данной категории нет. |
Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ обеспечен
|
Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ обеспечен
|
Наличие средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Используются специализированные учебники для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 8 класс: Эк В.В. Математика. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Аксёнова А.К. Шишкова М.И. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Никишов А.И. Теремов А.В. Биология. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Бородина А.И, Сековец Л.С, Редькина Н.М История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида; Мозговая Г.Г. Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Галина А.И. Головинская Е.Ю. Технология. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) 9 класс: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Аксёнова А.К., Шишкова М.И. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Пузанов Б.П,Бородина О.И., Сековец Л.С,Редькина Н.М. История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида; Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
Доступ в здание МБОУ «Струковская СОШ» обеспечен: установлен пандус |
Наличие специальных условий питания |
В школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Наличие специальных условий охраны здоровья |
Организация охраны здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется ФАПом с.Струково. Оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется специалистами ГАУЗ «Оренбургская районная больница». |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья представлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Струковская СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых есть версия для слабовидящих. |
Наличие электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен, имеется мультимедийные средства, оргтехника, аудиотехника, видеотехника, документ-камеры. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
|
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Нет общежития и интерната |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Нет общежития и интерната |
МБОУ «Струковская СОШ:
- реализует адаптированные программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- в целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, учитель-логопед и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в школе проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения педагоги школы проходят курсовую подготовку по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МБОУ «Струковская СОШ» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагог -психолог:
- создание психолого-педагогических условий, способствующих психическому развитию, успешной социально-психологической адаптации и интеграции в образовательной среде:
- сохранение психологического здоровья обучающихся, психологическое сопровождение детей;
- исследование познавательной и эмоционально-личностной сферы с целью выявления нарушений/дефицита развития;
- разработка психокоррекционных программ и реализация индивидуально-групповых соответствующих занятий;
- реализация психопрофилактических мероприятий;
- консультационная работа с педагогами и родителями (законными представителями).
Учитель-дефектолог:
- обследование обучающихся для выявления детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи;
- изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
- систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
- оценка результатов помощи обучающимся;
- формирование у педагогического коллектива МБОУ "Струковская СОШ" и родителей информационной готовности к коррекционно-развивающей работе, помощь им в организации доступной образовательной среды;
- координация усилий педагогов и родителей, контроль, за качеством проведения ими коррекционно-развивающей работы.
Классные руководители:
- обеспечение комфортных условий развития, воспитания и обучения в урочной и внеурочной деятельности ребенка;
- создание условий, способствующих успешной социальной адаптации в классном коллективе;
- проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков общего развития школьников;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, побуждение их к сотрудничеству в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
Паспорт доступности МБОУ «Струковская СОШ»
Паспорт доступности "МБОУ Струковская СОШ" дошкольное звено
Нормативная документы:
Федеральный закон от 24.12.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Предложения и рекомендации по ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
- Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
- Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
- Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
- Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
- Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
- Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
- Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка.
Другие полезные ссылки
Институт Специальной Психологии и Педагогики им. Рауля Валленберга
Средняя общеобразовательная школа Института специальной педагогики и психологии
Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья "Дверь в мир"